Вспомните о выдающихся руководителях, с которыми вам доводилось встречаться. Вполне возможно, у них есть общая черта. Когда они говорят, то выражают мысли ясно и точно. Подчиненные знают, чего от них ожидать. Вам тоже необходимо добиться такого же эффекта от ваших слов.
Умение говорить — кратчайший путь выделиться. Речь выдвигает человека вперед, поднимает его над толпой. Тому, кто умеет доходчиво говорить, доверия гораздо больше, чем, может быть, он того заслуживает.
Сообщите людям об их потребностях так, чтобы они поняли. Прежде чем начать говорить, получите ответы на следующие вопросы о ваших слушателях.
□ Много ли они уже знают о предмете беседы? Много ли им еще нужно узнать?
□ Какие термины могут поставить их в затруднительное положение? Какие термины наиболее выразительны?
□ Где и когда лучше провести беседу?
Составьте ясное представление о цели
Неопределенные размышления редко дают ясные формулировки. Если вы не знаете, что намерены сказать и зачем, не говорите ничего. Ваши слова должны быть подобны стрелам, нацеленным в мишень. Какова же эта мишень?
Главная цель — быть понятым. Вполне может быть, что вы совершенно ясно высказались, но вас, тем не менее, могут неверно по-нять. Поэтому перед тем, как высказать сложную мысль, спросите себя: «Как мне выразить это, чтобы слушатели поняли как надо?» Умение вести беседу — это искусство, которому может научиться каждый, но лишь немногие умеют этим искусством пользоваться.
Выбирайте простые и общепонятные слова, избегайте напыщенных и малопонятных. Не надо обогащать свою лексику малоизвестными выражениями. Непривычные слова только сбивают с толку и запутывают ваших слушателей. Если вы заявите, что служащие «склероидно» относятся ко всяким изменениям, то, как вы думаете, сколько слушателей поймут вас?
Ясность изложения не достигается повышением голоса. Крик может произвести обратный эффект. Он покажет, что вы не умеете контролировать собственные чувства и лишь пугаете окружающих.
Вы не сможете точно передавать свои мысли, если у вас бедная лексика. Выучивайте по одному слову в день. Сразу же используйте это слово в письме или в речи. Держите список новых слов под рукой. Когда встречаете незнакомое слово, справьтесь о его значении в словаре.
Слова имеют эмоциональное и логическое значение. Вы увеличите силу воздействия своих слов и их точность, если сумеете создать зрительный образ. Люди помнят те образы, которые вы сумели запечатлеть в их мозгу. Используйте примеры, аналогии, метафоры и слова, которые безошибочно действуют на воображение слушателей. Кобра более яркий образ, чем змея; цель возбудить ваших слушателей более интересна, чем цель мотивировать их на что-то.
Не засоряйте свою речь
Если не знаете, как назвать человека, место или еще что-то, выясните это перед тем, как высказываться. Таких слов, как «это самое» и «вы знаете, о ком я говорю», нет ни в одном справочнике. Когда начинаете перечислять замыслы, сначала мысленно составьте список из трех замыслов. Не следует ловить себя на таких высказываниях, как, например: «Наши сотрудники заинтересованы в признании их заслуг, справедливом отношении, ну и всякое такое».
Лишние вводные слова (ну, так сказать, это самое, в общем, знаете ли, понимаете, я что хочу сказать, в самом деле) лишают вашу речь ясности, создают впечатление вашей неуверенности в себе и в высказываемых мыслях. Начальник, начинающий ответ на каждый вопрос слова¬ми: «Ну, я лично считаю…», скоро станет предметом насмешек среди служащих.
Никто не может быть абсолютно точным все время в разговоре, но большинство из нас в состоянии сделать над собой усилие и избавиться от грамматических ошибок, неверного произношения и неправильного выбора слов. Один из лучших путей для этого — иметь обратную связь. Неплохо нанять педагога по обучению ораторскому искусству на несколько недель.
Мамонтов С. — 1000 советов бизнесмену