Главное — не что сказать, а как убедить

Кто-то однажды сказал, что во всякой речи есть три главных момента: что сказано, кто говорит и как говорит, — и из этих трех первое — наименее важное. Иными словами, успех вашего выступления в большей степени зависит от того, как вас лично воспринимает аудитория, ее реакция на ваши слова важнее, чем содержание вашего выступления.

«Половину людей на свете составляют люди, у которых есть что сказать, но они не умеют, вторая половина — кому нечего сказать, и это именно те, кто говорит» — заметил Роберт Фрост.

Подумайте, как вы хотите воздействовать на аудиторию. Закончите следующее предложение: после моей речи слушатели будут…

Выясните, кто ваши слушатели. Узнайте их прежний опыт, историю, ценности, настроение, что их вдохновляет, что им уже известно, каковы их предрассудки, политические симпатии, а также демографию региона, социально-экономическую ситуацию данной местности, чего слушатели ожидают от вас и от темы вашего выступления. Подготовьтесь к каверзным вопросам.

Соберите побольше информации и дополнительного материала, который вы можете использовать в своей речи. Это придаст вам уверенности, поможет ответить на вопросы, усилит ваше воздействие на аудиторию.

Перед каждым новым выступлением проговорите свою речь два-три раза, пока не почувствуете себя уверенно и комфортно. Прекрасное время для репетиции — ночь перед «премьерой».

Когда будете репетировать, проследите, чтобы не было всяких лишних звуков (мм, ага, знаете, понимаете и тому подобных), не было излишних повторений, неверного произношения, покашливания.

Люди могут забыть, что именно вы говорили, но у них останется в памяти то, что они увидели. Позаботьтесь о том, чтобы ваши слайды, схемы, диаграммы и другие пособия выглядели привлекательно и легко воспринимались.