Умение вести деловые переговоры – важная составная часть любого бизнеса. Часто от удачи либо наоборот неудачи зависит вся дальнейшая судьба предприятия, и потому к подобным мероприятиям необходимо готовиться весьма тщательно. Конечной целью этого процесса является получение взаимной выгоды и укрепление дальнейшего сотрудничества между деловыми партнерами.
Для достижения этого используются многочисленные психологические приемы и их комбинации в различных вариантах. В самом начале следует произвести благоприятное впечатление на компаньона. Для этого неплохо бы заранее получить о нем некоторую информацию. Исходя из этого, можно выстроить дальнейшую стратегию поведения. Если подобной информации нет, то приходится работать без всяческих «домашних заготовок».
Внешний вид, одежда, парфюмерия, манера поведения и язык жестов – абсолютно все это имеет большое значения для участников переговоров. Лучше если партнеры, в целом соблюдая правила этикета и хорошего тона, не зажаты в рамки привычных стереотипов. Широко распространено мнение, что при разговоре необходимо смотреть в глаза собеседника, а в противном случае он будет думать, что собеседник лжет.
На самом деле собеседник может лгать, прямо смотря в глаза партнеру. При этом распознать подобную ложь, если конечно переговорщик не является опытным психологом, достаточно сложно. Очень важно в процессе деловой беседы периодически ставить себя на место противной стороны и по возможности не предвзято оценивать свои ощущения. Такое одномоментное перевоплощение позволяет понять, как дальше будет реагировать партнер на те, или иные предложения.
Этапы деловых переговоров
Обычно переговоры ведутся от простого к сложному и отдельно в подробностях оговариваются особо значимые моменты. Используя свою сильную сторону, в противовес к слабой стороне партнера дает неплохой эффект, но при этом нельзя забывать про обоюдный баланс интересов. Умение выслушать собеседника и найти весомые контраргументы в защиту своей позиции является одним из базовых качеств в переговорном процессе.
Восприятие информации идет на рациональном уровне, но эмоции у любого человека никогда не подавляются в полной мере. Поэтому очень важно почувствовать эмоциональный фон партнера. В этом случае задача по нахождению консенсуса значительно облегчается. Поскольку изменяется само восприятие предлагаемой информации. Хорошим приемом можно считать вовремя сказанный комплимент. Если он не примитивный, граничащий с лестью, а по существу. Деловая, строгая атмосфера переговорного процесса иногда требует разрядки.
Для находчивого человека весьма важно в нужный момент вставить легкую шутку, которая будет уместна для текущей ситуации, смягчить конфронтационное напряжение, если на каком-то этапе не удается достичь желаемых результатов. Естественное раскрепощение человека, определенная открытость партнерам, спокойная и легкая манера общения, приятный мягкий голос, всегда положительно влияют на ход переговоров.
Как правило, каждая сторона диалога заранее знает, что нужно добиться от своих партнеров. Если переговорный процесс заходит в тупик, то его лучше отложить или перенести. Но когда все расчеты верны, исчезают проблемы с достижением взаимных договоренностей. И для успешного развития бизнеса нет никаких ограничений.